В музее истории ВМЗ состоялся вечер, посвящённый юбилею Сухово-Кобылина

account_circle ВР
visibility
Он назывался «Иное далеко, а оно близко» и прошёл при поддержке фонда «ОМК-Участие».

В текущем году отмечается 205 лет со дня рождения писателя, имя которого напрямую связано с Выксой. 

«Александр Васильевич Сухово-Кобылин – невероятный драматург, философ, учёный, театрал, авантюрист, любимец женщин часто гостил в Выксе у двоюродного деда, тут же писал, вдохновлялся, тут же впервые увидела свет «Свадьба Кречинского». Мы давно влюбились в его творчество – теперь ваша очередь!» – так звучало приглашение на знаменательную встречу со стороны организаторов. И зал был полон.


портрет-С-К,-автор-Василий-Тропинин.jpg«Январь, февраль, март. На Выксе писал пьесу…»

Восстановим основные вехи жизни драматурга. 

Родился 29 (17 ст. ст.) сентября 1817 года. 

В 1834 году Александр поступает на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, водит знакомство с Герценом, Огарёвым, Аксаковым. Продолжил образование в университетах Гейдельберга и Берлина. 

Путешествовал по Европе, где и встретил роковую любовь, Луизу Симон-Деманш. Был заподозрен в её убийстве. Расследование длилось семь лет, до 1857-го, Сухово-Кобылина оправдали. 

Выксунский период датируется 1846-1857 гг. 

Здесь создана пьеса «Свадьба Кречинского», принёсшая ему мировую славу.  

Существует легенда, что прототипом Кречинского стал выксунский лесничий Крестинский. Пьеса была впервые прочитана и поставлена так же в Выксе.

Сухово-Кобылин – автор сатирической трилогии «Картины прошедшего», включающей пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

Внимания заслуживает и следующий факт биографии писателя: в 1871 году  по совету Константина Ушинского он устроил в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года. После пожара она была переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж.

Последние годы жизни Сухово-Кобылин провёл в Больё-сюр-мер, пригороде Ниццы, где 11 марта 1903 года скончался и был похоронен на местном кладбище.

Колумбарий №2, ячейка №9

Обо всём этом рассказала экскурсовод Елена Столярова, ведущая вечера. Она же напомнила о том, что с именем Сухово-Кобылина связано много тайн. Одна из них –потерянная могила: 

– Татьяна Павловна Виноградова знакома и пользуется заслуженным уважением у выксунцев. Она профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, кандидат технических наук, доцент, почётный гражданин Нижнего Новгорода. Многим известна история о том, как она отправилась во Францию по следам русского драматурга.

Она пыталась там разыскать его могилу, но безуспешно. Оказалось, что в 80-е годы прошлого века она была уничтожена, поскольку никто не вносил за неё плату. Потому прах Сухово-Кобылина перенесли в ячейку колумбария на том же кладбище. могила.jpgТатьяна Павловна обратилась в мэрию Больё с тем, чтобы выяснить номер этой ячейки и получить соответствующий сертификат. Без этой информации захоронение драматурга отыскать было невозможно.

Спустя 106 лет со дня смерти писателя, 11 марта 2009 года, в рамках визита в Канны на международную выставку возглавлявший тогда Нижегородскую область губернатор Валерий Шанцев вместе с Татьяной Павловной посетил кладбище в Больё-сюр-мер. К их приезду по указанию местных властей вместо металлической пластины была установлена мраморная плита, на которой пока нет имени драматурга – необходимо согласовать надпись на ней, но ячейка с останками Сухово-Кобылина облагорожена: перед ней цветы и портрет драматурга.

«Общественный акт духа сдать в кассу Человечества»

«Его роль в истории русской комедии – это роль драматурга, который всё договаривает до конца: что оставалось скрытым, что оставалось в подтексте, заостряет и завершает основную идею русской комедии» – так говорят об Александре Васильевиче исследователи и почитатели его творчества.

В справедливости этого участники встречи смогли убедиться сами: их вниманию была предложены костюмированные постановки фрагментов сочинений юбиляра в исполнении артистов Народного театра, режиссёр Сергей Куликов.

Краевед Галина Никулина поделилась впечатлениями: 

– Музейную экспозицию Сухово-Кобылина создавали ещё в 90-е годы прошлого века. Использовали для неё мебель красного дерева, обнаруженную под сценой Дворца культуры им. Лепсе. Она была убрана туда в ту пору, когда в ДК размещался военный госпиталь, так и сохранилась. 

В формировании экспозиции участвовала Валентина Васильевна Балдина. Она смогла отыскать в Ленинке, в Москве, «выксунскую» переписку драматурга… К слову, в одном из архивов писателя нашёлся переписанный им листок, озаглавленный «Рецепт»: 

«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряжённость, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или в мысль; мысль излить на бумагу, холст или воплотить в камень и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества».

Александру Васильевичу всё перечисленное выше удалось. Живы его произведения, жив и он сам среди нас.


Сухово-Кобылин-(2).jpg


Юлия Кучина. Фото автора, из открытых интернет-источников, БФ «ОМК-Участие»